Открытая площадка "Паровозы России"

Музей "Паровозы России" после реконструкции


г. Нижний Новгород, недалеко от пересечения улиц Архангельская и Гороховецкая.

Вот информация с таблички на заборе:
График работы - ежедневно с 9.00 до 20.00, вход свободный.

Бесплатное экскурсионное обслуживание: Пн-Сб с 9.00 до 17.00 (Я не пользовался, да и непонятно, кто его проводит. Там есть только охранник в будке.)

Предварительная запись по тел. 248-55-02, 248-72-54


Паровозы России

Музей "Паровозы России" - один из лучших музеев Нижнего Новгорода. К сожалению, расположен далеко от центра города, поэтому редкий турист найдет дорогу сюда и часа 3-4 свободного времени. Если вы не нашли - то хотя бы посмотрите из вагона поезда (если ехать из Москвы - то с левой стороны), практически за 5 минут до прибытия в Нижний Новгород, перед станцией Н.Новгород-Сортировочный.

Если нашли время - то доезжаете от Московского вокзала на троллейбусе № 25 до остановки "Ул. Архангельская", потом по ходу движения 50 м и направо - там уже видно паровозы. Троллейбус ходит регулярно, но редко - можно полчаса прождать. Поэтому другой, более быстрый вариант - автобус № 48 или маршрутки № 47,48 до остановки "Станция Сортировочная", затем идем примерно остановку.

Еще можно на электричке до станции "Н.Новгород-Сортировочный", но этот способ скорее экзотический, разве что вы очутились на вокзале и расписание совпало. Лучший способ - на машине.


Паровозы России

Вход бесплатный - если калитка открыта.

В прошлом году музей подвергся реконструкции. Теперь к паровозам добавили вагоны и узкоколейный тепловоз. Таблички сделали новые, большие, и прицепили их прямо на паровозы. А чтобы таблички снова не украли - на входе сделали будку охраны. И даже биотуалет - для охранников, наверное.

В общем, территория стала содержаться гораздо лучше. Зеленая травка, брусчатка, скамейки, минимум мусора и вандализма.


Паровозы России

Еще из новинок - "Схема расстановки экспонатов" на заборе.

Но она, скорее, для домашнего пользования, т.к. с собой на территорию ее не возьмешь. Поэтому если кому-то интересны точные названия и номера - пользуйтесь ею для подготовки, вот она на фото.

А кто в паровозах не разбирается, как и я - просто смотрите фотографии этих страшных, черных и зеленых громадин, которые нам знакомы только по фильмам. От дореволюционного паровоза серии Ь, шведского Эш, трофейного немецкого ТЭ и до последних советских 1950-х годов.


Паровозы России

Да, я буду придерживаться этой "схемы расстановки" при рассказе, все фото будут по порядку номеров.


Паровозы России

Среди грузовых вагонов наиболее симпатичны две веселенькие яркие цистерны - одна из-под керосина, а другая - из-под патоки(!)


Паровозы России

И еще вот этот вагон - "теплушка". В таких теплушках в фильмах и книгах все время перевозят солдат, заключенных, а иногда и разных других героев. Оказывается, это обычный вагон, но с окошками.

А все другие вагоны - они и в Африке - вагоны такие же.


Паровозы России

Весь этот состав "везет" самый старый паровоз музея (1900 года выпуска) серии Ь.

Промышленный паровоз серии Ьвн строился на Невском судостроительном заводе г. С-Петербурга в начале 1900-х годов. Мощность всего 320 л.с. - как у грузового автомобиля. Но не буду утомлять техническими характеристиками...


Паровозы России

На соседнем пути соорудили какую-то будку-полустанок.


Паровозы России

Двери были закрыты, но в окно видны старинные приборы железнодорожников.

Связь громкого оповещения, индуктор, телефонные аппараты, часы, флажки, лампа и другие полезные вещи.


Паровозы России

А вот пассажирский вагон внутри не отреставрирован. Как я ни пытался что-то сфотографировать через грязное стекло - увидел только какой-то хлам. А жаль...

Вот на паровозы можно хотя бы залезть, хотя и там двери в большинстве своем заварены.


Паровозы России

Паровоз серии "Э" разработан Луганским паровозостроительным заводом в 1910 году. Это одни из самых мощных и самых массовых паровозов начала 20 века. Проект оказался очень удачным - до 1957 года выпустили более 11 тысяч паровозов серии "Э" различных модификаций.

Даже в этом музее - несколько паровозов серий "Э с разными буковками", очень похожих друг на друга. А этот паровоз - 1916 года.


Паровозы России

Паровоз Эм, серии "Э"-модернизированный. Строились в 1931-35 годах на Луганском, Харьковском, Брянском и Сормовском заводах.


Паровозы России

Паровоз серии Эр - это модернизированный вариант паровоза Эм. У него была удлинена топка, что дало увеличение мощности на 10-15 %. Первый паровоз с удлиненной топкой был переделан из паровоза Эм Муромским паровозоремонтным заводом в конце 1933 года.

Результаты испытаний этого паровоза подтвердили его более высокие показатели мощности, и Эр пошел в серию вместо Эм с 1934 года.


Паровозы России

В 1952 г. серия ТЭ была присвоена трофейным паровозам серий 50 и 52, строившимся на европейских заводах для фронтовых перевозок фашисткой Германии. Танные паровозы в качестве трофейных попали на железные дороги нашей страны во время Великой Отечественной войны. Они отличались большой надежностью и хорошей мощностью, эквивалентной отечественным паровозам серии Э, отсюда и название ТЭ - "трофейный, по мощности равен серии Э". Паровозы работали на западе СССР до середины 70-х годов.

Наш экспонат ТЭ-622 с тендером по типу тендеров паровоза немецкой серии 50, сделан в 1938 году.


Паровозы России

Паровоз Эн-1 (1917 г.)

Выпускался с 1916 по 1920 г. на Невском судостроительном заводе Петербурга. Всего выпущено 63 паровоза.


Паровозы России

Паровоз серии Эу - "усиленный". На нем вместо пароперегревателя Шмидта ставили пароперегреватель С.М.Чусова, что дало возможность увеличить поверхность нагрева котла и более полно использовать теплоту сгорания топлива.

Вот такие сложные технические подробности. А наш паровоз Эу 684-52 сделали в далеком 1928 году.


Паровозы России

Паровоз Эш 44-52 1923 года.

Паровозы серии Эш строились в Швеции на заводах Гольм и Нидквист (НОХАБ) в городе Тролльхештане с 1922 по 1924 год по чертежам Луганского паровозострпоительного завода. Всего было построено 497 паровозов.


Паровозы России

К сожалению, половина музея была закрыта от посещения ленточками, там заново чистили и красили технику. Большую часть паровозов я сумел сфотографировань, несмотря на препятствия, но три самых дальних - не удалось. Тем более, один из них был полуразобран и покрашен серой грунтовкой. Я добавил сюда 3 моих фото пятилетней давности, чтобы картина экспозиции была полной.

Паровоз серии "Эг" - наш гость из Германии. Семьсот таких паровозов было заказано в 1921-23 гг. на германских паровозостроительных заводах объединения Локофербант.


Паровозы России

Паровоз 9П (9-й тип паровоза — заводское обозначение) — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Коломне, Новочеркасске и Муроме с 1935 по 1957 год. Танк-паровоз — паровоз, не имеющий тендера: вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве.


Паровозы России

СО ("Серго Орджоникидзе") — советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0. Этот локомотив был более экономичен и мог водить составы массой на 6—7 процентов больше и со скоростью на 30 — 35 процентов выше, чем паровоз серии Э.


Паровозы России

Паровоз ЛВ-0225 готовится к покраске.

Грузовой паровоз серии ЛВ разработан на базе паровоза серии Л Ворошиловградским паровозостроительным заводом в 1951 году. Они строились на этом заводе с 1952 по 1956 год. Выпущено 522 паровоза.


Паровозы России

Паровоз Су 253-33 (1950 г.). Выпускался на многих заводах СССР с 1924 по 1951 гг., в том числе и на заводе "Красное Сормово" им. А.А.Жданова, с 1947 по 1951 год. Всего было построено 411 паровозов. В 60-е годы они с успехом работали на железных дорогах страны.


Паровозы России

Паровоз П36-0071 (1953 г.)

Пассажирский паровоз серии П-36 разработан КБ Коломенского паровозостроительного завода под руководством Л.С.Лебедянского. С 1950 по 1956 г был построен 251 паровоз. До 1974 года паровозы этой серии работали с пассажирскими поездами дальнего следования на многих железных дорогах Советского Союза.


Паровозы России

Паровоз Л-0818 (1952 г.). Грузовой паровоз серии Л был разработан в 1945 году КБ Коломенского завода. За период 1945-1955 годы было построено 4199 паровозов.

За разработку этого паровоза группа инженеров была удостоена Сталинской премии. А в 1947 году по фамилии главного конструктора паровоза Л.С.Лебедянского присвоено обозначение серии Л.


Паровозы России

Тепловоз ТУ-7А тянет узкоколейный состав. Умиляют эти миниатюрные вагончики. Никогда на таких не ездил, а ведь каких-то лет 30-40 назад узкоколейное движение в нашей области было во многих местах.






П.Калюлин.
27.07.2016 г.



Достопримечательности Нижнего Новгорода


Маршруты выходного дня







 © Калюлин П.Н.   2007-2016 г.    Все права защищены    
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт "ТуриоНН" обязательна