Музей истории Нижегородэлектротранс

Музей трамваев и троллейбусов


г. Нижний Новгород, ул. Генерала Ивлиева, 1 (Трамвайное депо №1), тел. 8-904-792-40-95

График работы: пн-пт с 8.00 до 16.00, обед с 11.00 до 12.00.

Проезд до ост. "Трамвайное депо № 1" трамваями 19, 27 (это их кольцо), троллейбусом № 26 или маршрутками №№ 46, 90. Есть еще транспорт, от которого идти чуть дальше.

В год 120-летия первого российского (он же нижегородский) трамвая откладывать поездку в это богом забытое место стало уже неудобно.

Наш трамвай появился в Нижнем Новгороде к Всероссийской выставке 1896 года, и это стало большим шагом вперед в развитии города. Даже первая конка у нас появилась только через 12 лет.

Выставка размещалась за чертой города (где сейчас парк им. 1 Мая), и посетителей нужно было туда доставлять.Несколько маршрутов трамваев занимались подвозкой людей - и в нагорной части города (по Большой и Малой Покровской и Рождественской), и в Канавино - от вокзала до плашкоутного моста, и по территории Выставки, которая тоже была немаленькой.


Музей трамваев

Почти все технические музеи Нижнего Новгорода находятся не в центре города, а в различных труднодоступных местах. Да еще и работают только по будням. Вот еще один наглядный пример.

Итак, заходим на территорию депо (прямо по рельсам или через турникет). Вахтерше говорим, что ищем музей. Она посылает в дальнее здание на второй этаж. Идем до этого здания, как раз мимо музейной площадки со всеми трамваями.


Музей трамваев

Дошли. Музей там нашелся, но закрытый. Объявление предлагало пройти за билетами в бухгалтерию.

Если кто будет искать - музей на 2 этаже, от лестницы направо. Еще через пару дверей есть (а вдруг понадобится) туалет. А бухгалтерия на том же этаже, но налево.

Всего за 60 рублей мне было предложено пойти на улицу посмотреть на трамваи. А комната музея закрыта, потому что человек, который тут проводит экскурсии, до августа в отпуске.


Музей трамваев

Осмотрев плакаты на стенах, я узнал, что музей открыт в 1972 году в связи с 25-летием нижегородского троллейбуса. И что более 10 тысяч экспонатов (фотографии, книги и др.) рассказывают об истории электротранспорта.


Музей трамваев

И что делали работники трамваев в годы войны.

А потом пошел на улицу, осматривать тот десяток экспонатов, которые, наверное, значительно интереснее закрытых в комнате десяти тысяч.


Музей трамваев

Троллейбус ЗиУ-5. Выпускался заводом им. Урицкого (г. Энгельс) с 1961 по 1972 г. Поставлено свыше 200 троллейбусов. В г. Горьком эксплуатировался до 1981 года.
Да, я их еще смутно припоминаю.


Музей трамваев

А от второго троллейбуса осталась только табличка. Уехал? Вроде его на Нижегородской ярмарке видели, когда на форуме «Великие реки» отмечали 120-летний юбилей открытия регулярного трамвайного движения в Нижнем Новгороде.

Кстати, и очень редкий трамвай КМ 1935 года выпуска куда-то пропал...


Музей трамваев

Давайте посмотрим на трамваи. Как известно, первый в Российской империи трамвай был пущен в 1892 году в Киеве. Но теперь это не считается, т.к. другая страна. И право запуска первого трамвая в России автоматически переходит к Нижнему Новгороду. Хотя, если считать по современной территории, то в 1895 году был пущен трамвай в Кенигсберге (нынешнем Калининграде), но это было в Германии.

Все эти нюансы мы не будем брать в расчет и, как патриоты родного города, считаем наш трамвай самым-самым. Посмотрим на него поближе.

Что пишет табличка? Трамвайный вагон "Эрликон" был поставлен в Нижний Новгород в 1896 году камер-юнкером Рафаелем Карловичем фон Гартманом, построившим электрическую железную дорогу в верхней части города. В начале 1920-х годов перестроен на широкую колею. (А сначала колея была в 2 раза уже! Как же они не опрлкидывались?)

Эксплуатировался до конца 20-х годов. Воссоздан в 1987 году на Горьковском вагоноремонтном заводе по старым чертежам и фотографиям Дмитриева. Трамвай потребовался Мосфильму для съемок фильма "Запрещенные люди" по произведениям Максима Горького.


Музей трамваев

Непритязательный внутренний дизайн с незащищенными лампочками. Может, ехать было недалеко. Сначала-то возили только гостей между павильонами Всероссийской выставки 1996 года. Стоил проезд 5 копеек днем и 10 копеек вечером.


Музей трамваев

С обоих концов салона были кабины, т.к. кольца для разворота не предусматривалось. Просто вагоновожатые переходили из одной кабины в другую.

Представьте, как сложно было работать в таком трамвае зимой или на ветру. И даже сиденья не было.


Музей трамваев

На смену "Эрликону" пришел трамвайный вагон Х. Выпускался Мытищинским и Усть-Катавским заводами до начала Великой Отечественной войны. А в Нижнем Новгороде эксплуатировался аж до 1967 года "в сцепке с прицепом М" (кстати, а где он?)


Музей трамваев

Для вагоновожатого здесь условия получше, хотя и все время на ногах.


Музей трамваев

А для пасскажиров - ничего не изменилось, кажется.


Музей трамваев

Кто следующий? Трамвайный вагон ЛМ-49. Выпускался Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1949 по 1960 годы. Эксплуатировался в Горьком до 1980 года.


Музей трамваев

Как пишет Википедия, 2-3 вагонные трамваи этой модели работали в Автозаводском районе, где был самый большой пассажиропоток.

А ЛМ-49 имел 34 места для сидения и 165 (!) мест для стояния при установленной норме максимальной загрузки в 8 человек на 1 квадратный метр свободной площади пола.

А какие сидения из "кожи крокодила!"


Музей трамваев

Появилось сиденье для водителя. Но как тесно-то!


Музей трамваев

Еще один экспонат того же времени, "Московский трамвайный вагон" МТВ-82. Внешне отличается странными двумя рядом расположенными дверями.

Выпускался Тушинским машиностроительным заводом (Москва) с 1947 по 1949 г. Потом в Риге до 1961 г. Эксплуатировались в Горьком до 1976 года.


Музей трамваев

Место водителя тоже такое же тесное. Хотел сесть - не убрался :(


Музей трамваев

Трамвайный вагон ЛМ-57. Выпускался Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1957 по 1969 г.

В Горьком эксплуатировался до 1983 года.


Музей трамваев

Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна. Внешний дизайн трамвайного вагона был отражением космического духа эпохи с устремлением ввысь и аэродинамическими формами.

Вагоновожатые считали ЛМ-57 самым красивым трамвайным вагоном, на котором им приходилось работать, но неофициально вагон называли «Стиляга».


Музей трамваев

Трамвайный вагон РВЗ-6 выпускался Рижским вагоностроительным заводом с 1961 по 1988 г. Модель РВЗ-6-6М эксплуатировалась до 2002 года.

Одноглазые траамваи были очень надежными, в некоторых городах ездят и сейчас. А в Нижнем один такой трамвай ходит по "Городскому кольцу" в качестве экскурсионного. Я писал об этом здесь:
На ретро-трамвае по "Городскому кольцу"


Музей трамваев

А вот следующая рижская модель, РВЗ-7, вышла неудачной. Она выпускалась опытными партиями, но на испытаниях показала необычайно низкую надёжность.

В нашем музее сохранился чуть ли не единственный вагон этой модели.


Музей трамваев

А в это время из парка выезжал еще один туристический "экспонат" - экскурсионный трамвай, который курсирует по Рождественской.


Музей трамваев

На стекле у него висело расписание. Отправление от площади Маркина - надо как-нибудь тоже прокатиться.






П.Калюлин.
29.07.2016 г.



Достопримечательности Нижнего Новгорода


Маршруты выходного дня







 © Калюлин П.Н.   2007-2016 г.    Все права защищены    
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт "ТуриоНН" обязательна