ТуриоНН
Туризм и отдых - Нижний Новгород
Меню

Выставка Анатолия Мазанова «Вся жизнь - театр»


Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к опере Ж.Бизе "Кармен". 1937



г.Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 3,

Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Выставка открыта для посетителей с 3 февраля по 4 марта 2018 года.

Музей работает: ПН,СР,ПТ,СБ,ВС – с 11.00 до 18.00
ЧТ- с 12.00 до 20.00
ВТ - выходной




"Старый мастер" старого театра



Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к опере П.И.Чайковского "Черевички". 1938

Теперешние театры проповедуют минимализм в оформлении спектаклей, даже норовят вообще без декораций обойтись. А раньше-то все было по-другому!

Возможно, старейшие театралы еще помнят (если, конечно, склероз не мешает) красочные костюмы и декорации заслуженного деятеля искусств РСФСР Анатолия Михайловича Мазанова (1908 – 1969).

А все остальные - уже забыли. Век декораций короток. Остались только наброски и эскизы, бережно сохраненные в запасниках НГХМ и частных коллекциях.




Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к неизвестной постановке. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.

2018 год объявлен в России Годом театра, и это еще один повод вспомнить о мастере, которому исполнилось бы сейчас 110 лет.

Кстати, это не я первый назвал художника "старым мастером" в заголовке. Это продолжающие его традиции художники нашего оперного театра, на открытии выставки.

Если будете на оперетте какой-нибудь - взгляните на декорации - как там сейчас они творят, по сравнению с Мазановым? Утверждают, что "минимализмом" не страдают...




Выставка Анатолия Мазанова Давайте посмотрим, что известно организаторам выставки о творческом пути художника?

Интерес к театру появился у Анатолия с детства. Его отец, происходивший из донских казаков, сумел получить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и стал художником-пейзажистом. Мать была начинающей актрисой в Ростове-на-Дону, но после рождения 3 сыновей оставила сцену.

Анатолий учился у своего отца, затем в ростовской школе живописи и скульптуры, где одним из его педагогов был Мартирос Сарьян. С 16 лет юноша работает в театре в качестве актера, а затем и художника. С 1929 года он работает в театрах Юга России и Средней Азии как режиссер-постановщик.

В 1935 году Анатолий Мазанов приглашен в город Горький, где после реконструкции Народного дома открылся новый театр оперы и балета. И здесь он на протяжении более 30 лет был ведущим театральным художником. Он оформил более 100 спектаклей в Горьковском театре оперы и балета имени А.С.Пушкина. Создавал также эскизы декораций, костюмов, грима для других городских театров: драматического, комедии, кукольного, ТЮЗа.




Выставка Анатолия Мазанова Кроме эскизов декораций, на выставке представлены документальные материалы из семейного архива, ранее никогда не демонстрировавшиеся: фотографии, письма, программы спектаклей.




Выставка Анатолия Мазанова Эскиз супер-занавеса к комической опере В.Долидзе "Кэто и Котэ". 1965

Мазанова приглашали многие театры страны, в том числе Большой театр в Москве и Ленинградский Малый оперный театр.

Отдельно стоит сказать о дружбе и совместной работе А.Мазанова с выдающимся советским оперным режиссёром Борисом Александровичем Покровским. Покровский начинал свою режиссерскую работу в Горьком, в 1937 году. А в 1943 году перешел в Большой театр.

Вместе они создали 14 постановок, включая "Майскую ночь" в Большом театре и "Воеводу" в Малом оперном. Остальные 12 - вероятно, в Горьком.




Выставка Анатолия Мазанова Пикник. Эскиз декорации к спектаклю по произведениям Ч.Диккенса "Старая Англия". 1947

Нередко зрители награждали аплодисментами не только работу актеров, но и впечатляющую сценографию Мазанова.

До сих пор вспоминают об его неожиданных сценических эффектах, когда в "Снегурочке" на глазах у зрителя распускались цветы. А в "Черевичках" гоголевские герои летали по воздуху.

Или вот еще вспомнили шутку, когда нужно было написать задник сцены, а материала не дали. Тогда наши "старые мастера" написали его прямо на полу. Да так, что рабочие сцены не отличили его от настоящего и хотели поднять.




Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к балету С. Василенко "Мирандолина". 1958

Сейчас уже трудно представить, какими были те спектакли. Но хорошо, что сохранились хотя бы эти немногочисленные эскизы. А то бы осталось, можно сказать, "белое пятно" в не такой уж и давней истории города Горького.

Выставка, конечно, "на любителя", но этим она и хороша. Не всё же нам смотреть на многочисленные смены времён года на деревенских пейзажах?




Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к 1-й картине оперы Ж.Масснэ "Манон". 1962


Выставка Анатолия Мазанова Летний сад. Эскиз декорации к 1-й картине оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама". 1954


Выставка Анатолия Мазанова Эскиз декорации к опере А.Н. Серова "Юдифь". 1942




Выставка Анатолия Мазанова Пляска. Эскиз костюмов к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила". 1944








П.Калюлин.
04.02.2018 г.



На выставке Укиё-э

Не было никогда, и вот опять! Укиё-э в Нижнем Новгороде!

   "Картины зыбкого мира" снова в Нижнем! Укиё-э, жанр японской живописи и ксилографии, популярен в Европе уже лет двести, но в нашем городе эти гравюры впервые показали нам только год назад.
   И вот опять! Но сейчас - cовершенно другая коллекция!
    Посетить обязательно! >>




На выставке Владимира Тулякова

Вдохновение и край

   На выставке Владимира Тулякова «Вдохновенный край» понимаешь - вдохновение очень зависит от края, где пишется картина.
   Поэтому на видах Черногории и других морских курортов краски так и блестят. А на деревенских пейзажах из нижегородской глубнки - далеко не всегда.
    Как меняется стиль художника - здесь >>




Куда еще сходить в Нижнем Новгороде


Выставки в Нижнем Новгороде

Нижегородский Цирк

Музеи Нижнего Новгорода


Поиск по сайту







Наверх