ТуриоНН
Туризм и отдых - Нижний Новгород
Меню


Выставка «Пермский иконостас Николая Рериха»


Пермский иконостас
г.Нижний Новгород, Кремль, корп. 3 ("Дом губернатора"),

Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Выставка открыта для посетителей с 4 октября по 17 декабря 2017 года.

Музей работает:
ПН,СР,ПТ,СБ,ВС – с 11.00 до 18.00
ЧТ- с 12.00 до 20.00
ВТ - выходной

Стоимость входного билета: для взрослых - 100 руб., льготный - 50 руб.




Николай Рерих и тайна ХХ века



Пермский иконостас "Пермский иконостас" Николая Рериха... Просто удивительно, что возможны такие неизвестные страницы в русской живописи XX века!

Вроде бы в век научно-технического прогресса, телевидения и поездов-самолетов не могло случиться, что большое творение всемирно известного художника оказалось забытым и малодоступным для людей.

Кроме того, точно не известно, выполнил Рерих только эскизы для иконостаса или иконы писал тоже? Какие конкретно иконы из тринадцати, входящих в иконостас? Что за неизвестные художники помогали ему в работе над иконостасом?

И вообще, был ли Рерих в Перми когда-нибудь или нет? И куда пропали его эскизы?

Воистину, как поёт Тимур Шаов,
"...что произошло до Горбачёва,
В целом очень всё недостоверно."



Пермский иконостас Зато точно известно, что Николай Рерих в течение нескольких лет совершал длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи. Мы видели картины из этих поездок на прошлогодней выставке Рерихов в НГХМ.

Поэтому Пермский иконостас, написанный в те же годы, вобрал в себя многие традиции и художественные приемы. Иконы написаны под старину - тёмными оттенками коричневого, зелёного и красноватых тонов.

Характерная черта иконостаса – большие рельефные нимбы. Эта особенность сближает Пермский иконостас с древнерусскими иконами из Пскова.


Пермский иконостас Пермский иконостас был спроектирован художником для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми. Здания монастыря были разрушены в 1930-е годы. А церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, построенная в 1908 году усилиями Ивана Григорьевича Каменского (1857–1910), хотя и была закрыта, но осталась целой.

А иконостас с 1920-х годов он хранится в фондах Пермской государственной художественной галереи, правда, не в полном его составе. Одна из икон – «Архангел Гавриил» – по непонятным причинам была передана в 1935 г. Свердловскому музею изобразительных искусств. Долгие годы иконостас не экспонировался.

Правильно было бы сегодня поставить иконостас на предназначенное ему изначально место. Но это нереально - возродившийся женский монастырь уже установил в Казанскую церковь новый.

А вот на нашей выставке к расположению экспонатов отнеслись очень внимательно. Иконостас установлен на третьем этаже музея, как раз у восточной стены того помещения, где до революции была домовая церковь в доме генерал-губернатора.




Пермский иконостас Совсем недавно завершилась долгая реставрация иконостаса, проведенная в Петербурге. Она проходила в Музее-институте семьи Рерихов, в работе участвовали лучшие мастера по реставрации живописи, дерева, металла, работающие в крупнейших музеях города.

Иконостас находился не в лучшем состоянии. Коррозия проела золоченый металл басмы (которая покрывает фон икон) и затронула красочный слой. Кроме того, техника живописи Рериха добавила дополнительной сложности специалистам.

Живописный слой наносился без грунта, прямо на доску. Рерих использовал фактуру дерева как средство художественной выразительности. Это очень эффектно, когда из-под краски просвечивает фактура дерева, добавляя образам свечения и глубины. Но красочный слой был настолько тонкий, что трудно было его сохранить.



Пермский иконостас "Пермский иконостас одноярусный – как в ранних храмах Византии и Древней Руси, например, в Софии Киевской. В центре его расположены высокие Царские врата с надвратной сенью, справа образ Спаса Нерукотворного, слева храмовая икона Казанской Божией Матери с Богородичными Праздниками, написанными Рерихом на её раме. На дьяконских дверях нарисованы Архангелы, а за ними по обеим сторонам завершают ансамбль иконы Предстоящих. Уже по составу икон видно, что рериховский замысел необычен. Он как бы соединяет в себе три канонических яруса: местный, деисусный – моление Архангелов и Предстоящих перед образом Спаса Нерукотворного, а также праздничный, посвящённый Богородице."
(Е.П. Маточкин. "Пермский иконостас")

Сейчас мы посмотрим внимательно на каждую икону...




Пермский иконостас Предстоящие. Северная икона.

Иконостас включает в себя иконы Предстоящих, или, Избранных Святых. Святые жёны на северной и южной иконах - это, возможно, Великомученицы Вера и Лидия Иллирийская, Святые мужи - вероятно, Григорий Богослов и Святитель Филипп.




Пермский иконостас Предстоящие. Южная икона.


Пермский иконостас Архангел Гавриил.

Заметно, что фон у этого изображения более тусклый. Это как раз та икона, которая не была отреставрирована вместе со всем иконостасом, потому что хранилась в другом музее, в Екатеринбурге

Впервые почти за сто лет в Нижнем Новгороде иконостас воссоединился и полностью доступен для обозрения. Как же это случилось?

В Петербурге закончилась выставка, где показывали иконостас после реставрации, дальше его надо было везти в Пермь. А Нижний Новгород как раз находится где-то между этими городами, поэтому при гораздо меньших расходах на транспортировку удалось организовать здесь данную выставку. Одновременно из Екатеринбурга привезли недостающую икону.

Вот так всё и получилось. Иконостас на время стал таким, как и задумывался автором. На других выставках иконостаса Архангела Гавриила обычно заменяли цветной фотографией.




Пермский иконостас Архангел Михаил.

Архангелы написаны на северной и южной дверях иконостаса - поэтому такая вытянутая вертикальная форма у этих икон.




Пермский иконостас Храмовая икона Казанской Божьей Матери. Богородичные праздники.

В центр ("средник") вставлена икона Казанской Божьей Матери. Это не Рерих, а подлинная икона конца XVIII – начала XIX века. Возможно, это храмовая икона из бывшей здесь ранее деревянной церкви.

Для этого образа Казанской Богоматери Рерихом были написаны Праздники, обрамляющие средник.

Сверху изображено «Поклонение волхвов», состоит оно из двух половинок:
Слева в верхнем углу изображено Святое семейство. Старец Иосиф, закутанный в вишнёвый гиматий, стоит скрестив руки. Дева Мария сидит, обхватив одной рукой сына. Неподалёку находится хлев с виднеющимися яслями. Вдали видны стены Вифлеема.

Справа же склонились три волхва с дарами: ладаном, золотом и миррой. Золото – знак уважения к Царству Христову, ладан – признание божественности Христа, мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, – пророчество смерти Христа.

Этот сюжет редко встречается в православной церкви, зато популярен в Западной Европе, особенно у художников эпохи Возрождения. Кроме того, у нас волхвы никогда не считались святыми. А здесь они, как у католиков, святые цари с нимбами над головой. И композиция напоминает знаменитую картину Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» (1423 г., Уффици).

В принципе, Рерих ко времени работы над иконостасом уже посещал Европу и изучал европейское искусство, поэтому ничего неожиданного в такой трактовке "Поклонения волхвов" нет. Правда, по качеству живописи специалисты нашего музея считают, что эта верхняя часть "Праздников" выполнена не самим Рерихом, а его помощниками.



Пермский иконостас «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Зато центральная часть "Праздников" считается написанной самим знаменитым художником.

«Введение во храм Пресвятой Богородицы» разделено храмовой иконой на две половины. В отличие от верхнего Праздника с его приземистыми и несколько примитивными персонажами, здесь фигуры более изящные и утончённые. В левой половине это Святая Анна с дочерью, а в правой – первосвященник Захария.

А нижняя часть "Богородичных праздников" - "Успение Пресвятой Богородицы".



Пермский иконостас Царские врата

Царские врата – центр иконостаса. На Царских вратах располагаются семь икон: Евангелисты (2 шт.) на прямоугольных створах, Благовещение (2 шт.) в кокошнике, Великомученицы (2 шт.) на столбиках, Тайная вечеря в надвратной сени, а также два небольших Херувима. Нерасписанные плоскости покрыты басмой с мелким узором на ковчеге и крупным – на полях.



Пермский иконостас Царские врата. Евангелисты.

Евангелисты на створах Царских врат всегда изображаются отдельно. Рерих же объединяет их парами и размещает одного над другим, как будто святые сидят на зелёной горке с тюльпанчиками. Такая композиция не имеет аналогов в древнерусском искусстве.

На изображениях нет никаких надписей, поэтому трудно сказать, в каком порядке нарисованы Евангелисты. Только Иоанн Богослов - точно слева вверху, потому что всегда изображается в с раскрытой ладонью и головой, повёрнутой к небу, откуда на него нисходят лучи божественного откровения. Этой же традиции следует Рерих, рисуя в верхнем левом углу сегмент неба с тремя конусами.




Пермский иконостас Царские врата. Столбик

На столбиках Царских врат "не по канону" размещены женские образы. Наверное, потому что послушницам женского монастыря это должно напоминать о страдалицах за веру.




Пермский иконостас Царские врата. Надвратная сень.

В надвратной сени (в верхней части Царских врат) Рерих помещает композицию «Тайной вечери».




Пермский иконостас Спас Нерукотворный.

Считается, что Нерукотворный Образ отражает наиболее древнее и достоверное свидетельство об облике Иисуса Христа. Здесь он написан в классических традициях древнерусского искусства. Поэтому некоторые исследователи считают, что он написан не самим Рерихом, а помощниками. Рерих бы написал по-своему...

Может быть. Как я уже говорил, эскизы Рериха не сохранились, и Пермский иконостас по-прежнему полон загадок.






П.Калюлин.
7.10.2017 г.



Выставка Арт Россия 2017

Годовая порция искусства

   Медведи и другие разные животные осенью наедаются впрок, чтобы до весны больше не вылезать из берлоги.

Если бы любители искусства могли поступать так же, то они бы пришли на эту, занявшую пять павильонов Ярмарки выставку "Арт Россия", и потом всю зиму почёсывались бы в своих берлогах, переваривая впечатления.
   В этом году в "Арт России" свои работы выставляют более 700 мастеров из 40 регионов России и 15 зарубежных стран.
    За впечатлениями - сюда! >>




Окна в Россию

"Утро" из "Родной речи"

   На выставку «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» стоило сходить, даже если там бы не было больше никаких шедевров, кроме всем известной картины Татьяны Яблонской "Утро".
   Все мы её видели в детстве в учебнике "Родная речь" и писали по ней сочинение. Теперь "Утро" привезли к нам на выставку из Третьяковской галереи.
    Другие шедевры здесь >>




Христос и самаритянка

О чём говорил Христос с самаритянкой?

   Картина Якоба Йорданса "Христос и самаритянка" вернулась в постоянную экспозицию. Она считается одним из лучших произведений фламандской школы в собрании Нижегородского государственного художественного музея.
   "Да, - скажет неискушенный любитель поглазеть на картины (и я в том числе), - художник вроде известный. Да и про самаритян я где-то слышал, а что - не помню." Для таких вот, как мы, дилетантов и проводятся выставки одной картины.
    Про сюжет и художника >>




Куда еще сходить в Нижнем Новгороде


Выставки в Нижнем Новгороде

Нижегородский Цирк

Музеи Нижнего Новгорода



Поиск по сайту







Наверх