ТуриоНН
Туризм и отдых - Нижний Новгород
Меню

Выставка «Искусство реставрации»


Искусство реставрации
г.Нижний Новгород, Кремль, корп. 3 ("Дом губернатора"),

Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Выставка открыта для посетителей с 7 апреля по 20 мая 2017 года.

Музей работает:
ПН,СР,ПТ,СБ,ВС – с 11.00 до 18.00
ЧТ- с 12.00 до 20.00
ВТ - выходной




В музей идем со своим смартфоном!



Искусство реставрации Неизвестный гравер (Одран, Жерар (1640-1703), мастерская (?)). Франция.
Святая Троица и Архангел Михаил, побеждающий дракона.
До 1718. С оригинала П. да Кортона (Берреттини). Гравюра резцом.

С одной стороны, это была бы обычная выставка, на которой представлены вернувшиеся из реставрации гравюры и ваза.

Но теперь можно не просто увидеть результат работы реставратора, а увидеть, как выглядел экспонат раньше, до и во время реставрации. И узнать разные интересные факты о нем.


Искусство реставрации Для этого нужен лишь обычный смартфон и бесплатное мобильное приложение ARTEFACT, созданное по инициативе Министерства культуры РФ.

ARTEFACT моментально распознает объекты: наведя камеру мобильного устройства на предмет, пользователь может узнать историю создания произведения искусства. Это назвали "режимом дополненной реальности" - потому что зритель увидит экспонат другим, каким до этого его видели лишь реставраторы и музейные сотрудники.



Искусство реставрации Фальда, Джованни Батиста (1643-1678). Италия.
Виды сооружений и площадей, вновь отстроенных в Риме по приказу его святейшества папы Александра VII
1663. По собственному рисунку. Гравюра резцом

Интересно, что наш музей в своей "мобилизации" даже опередил (ха-ха, на неделю. Но это тоже о многом говорит!) Третьяковскую галерею и Пушкинский музей Москвы.

Думаю, пройдет немного времени, и все картины в НГХМ будут в базе данных "Артефакта". И в музей со своим смартфоном ходить станет не только интересно, но и модно. Особенно для наших продвинутых детей :)

Теперь надо придумать приложение, которое делает селфи с героями картины. Или чтобы физиономию зрителя автоматически подставляло в портреты.



Искусство реставрации Для менее продвинутых посетителей без смартфонов здесь можно на фотографиях увидеть ужасное состояние нескольких гравюр до реставрации.



Искусство реставрации Вот, например, до реставрации...



Искусство реставрации ... и после.

Буланже, Жан (1608-ок.1680). Франция
Мадонна с младенцем
По рисунку Ф. Тортеба (ок.1621-1690) с оригинала С. Вуэ (1590-1649). Гравюра резцом.



Искусство реставрации Пико, Пьер (1680-1711). Франция
Александр и семья Дария

1718-1729. Гравюра резцом, офорт


У нас есть счастливая возможность посмотреть на эти произведения, которые и после реставрации не останутся в основной коллекции. Они выполнены на бумаге, она "трепетный материал", по словам куратора выставки, и не любит света. Еще месяц повисят - и в запасники.





Искусство реставрации Эллигер, Оттомар III (1703-1735). Россия
Фейерверк, устроенный в день коронации императрицы Анны Иоанновны 30 апреля 1730 года

1730. Гравюра резцом


Партнерство реставрационного центра и Нижегородского художественного музея длится уже более полувека. За прошедшие десятилетия реставраторы вернули к полнокровной музейной жизни многие произведения масляной и темперной живописи, декоративно-прикладного искусства и графики.



Искусство реставрации А вот сосуд из собрания Шереметевых. История экспоната связана с историей нижегородской ветви знаменитого дворянского рода. В Нижегородской губернии Шереметевы с 1812 года владели поместьем в селе Юрино.

Очень подробно описан этот экспонат - дальше я процитировал информацию со стенда. Хорошо бы все экспонаты описать так же подробно. А может, это уже сделано, но доступно только на смартфоне? Не знаю, не проверил...

"Известно, что представители семьи Шереметевых по всему миру приобретали уникальные памятники итальянского искусства, в том числе и произведения майолики, которые сегодня можно увидеть в основном в крупных столичных музеях. Именно поэтому реставрация такого ценного экспоната имеет особое значение для Нижегородского художественного музея. Реставрация бутыли была проведена опытными сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Специалистам Центра удалось восстановить первоначальную форму предмета, добиться визуальной целостности старинного сосуда, сохранить все элементы насыщенного декора и оживить яркую экспрессивную роспись, воплощающую гуманистический дух итальянского Ренессанса."



Искусство реставрации "Впервые после длительной реставрации вниманию зрителей представлен фармацевтический сосуд, созданный итальянским мастером Орацио Помпеи в середине XVI века. Керамическая бутыль изготовлена из цветной обожженной глины, расписана красками и покрыта глазурью. Такой вид керамики получил название майолика.

Термин обязан своим происхождением острову Майорка (Мальорка), через который в Италию ввозились произведения испано-мавританского гончарного искусства.

Мастерская семейства Помпеи выпускала аптекарские сосуды из майолики в 1540-1550-х годах. Такая ёмкость специфической формы предназначалась для хранения лекарственного гриба Аеас1шт {оетсиИ, о чём свидетельствует надпись на лицевой стороне бутыли.

Изображение прекрасной дамы являлось традиционным украшением медицинской посуды в эпоху Возрождения. Вероятно, хранившееся в сосуде снадобье, могло оказывать благотворное влияние на женскую красоту и здоровье. Образы нарядных горожанок на керамических изделиях не несут конкретных портретных черт. Они, скорее, отражают основные тенденции моды в костюмах и ренессансные представления о красоте.

Майоликовые сосуды для хранения лекарственных снадобий были характерными атрибутами средневековых аптек, где не только отпускались лекарства, но и принимали больных. Обстановка аптеки была загадочной, а труд аптекаря и врача окружен ореолом таинственности."



Искусство реставрации Реставраторам пришлось удалять "доработки" доморощенных мастеров позапрошлого века. Это демонтированные реставрационные вставки 19 века - ручки и горловина бутыли.



Искусство реставрации Дополняет экспозицию фотовыставка «Искусство реставрации. Центр имени И.Э. Грабаря - музеям России», которая знакомит с реставрацией памятников культуры из коллекций столичных и региональных музеев.



Искусство реставрации Таких "экспонатов" здесь целый зал.



Искусство реставрации И они представляют различные виды искусства - и живопись, и посуду, и иконы, и резьбу по кости, и скульптуру...



Искусство реставрации Экспонаты из других музеев, отреставрированные в Центре имени И.Э. Грабаря, наверное, уже вернулись на родину. Но мы их тоже можем увидеть как на плакате, так и с помощью "Артефакта", наведенного на картинку.






П.Калюлин.
06.04.2017 г.



Куда еще сходить в Нижнем Новгороде


Выставки в Нижнем Новгороде

Нижегородский Цирк

Музеи Нижнего Новгорода



Поиск по сайту







Наверх