ТуриоНН
Туризм и отдых - Нижний Новгород
Меню

Выставка западноевропейского портрета «Старые мастера» из коллекции Дмитрия Володина


Европейский портрет

г.Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 3,

Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Выставка открыта для посетителей с 3 января до конца марта 2017 года.
Будут аудиогиды.
Цена билета - 170 рублей (льготный - 80 рублей). В стоимость входит посещение постоянной экспозиции западноевропейского искусства.

Музей работает: ПН,СР,ПТ,СБ,ВС – с 11.00 до 18.00
ЧТ- с 12.00 до 20.00
ВТ - выходной




Старые мастера - кто они?



Европейский портрет Мастер круга Михеля Яна ван Миревельта (1567-1641). Портрет неизвестного. 1614.
Голландская школа.
Михель Ян ван Миревельт - выдающийся голландский портретист 17 столетия, представитель утрехтской школы. Был придворным живописцем принца Оранского и, несмотря на свою принадлежность к церкви анабаптистов, работал для испанского наместника Нидерландов эрцгерцога Альбрехта Австрийского.


Сначала, как обычно, о минусах. Прежде чем пойти на выставку, я внимательно прочитал пресс-релиз.

"В экспозиции выставки «Старые мастера» представлены произведения западноевропейской портретной живописи XVI-XVIII столетий. Это работы голландских фламандских английских и французских художников, которые были последователями и учениками выдающихся мастеров – Рубенса, Рембрандта, Филиппа де Шампеня, Михеля Яна ван Миревельта и др."

Отлично. А чьи конкретно?

"Произведения известных живописцев Гортзиуса Гелдорпа, Виллема Корнелиса Дейстера, Альберта Янса ван дер Шоора, Дирка Диркса Сантвоорта позволяют проследить эволюцию портретного жанра в искусстве Фландрии и Голландии."

Ну и кто все эти люди? Я, конечно, не профессионал в живописи, но из этих фамилий не вспомнил ни одну. Достал свой самый толстый "Энциклопедический словарь живописи" под редакцией Мишеля Лаклотта, директора Лувра - и тоже безрезультатно. Директор Лувра упоминать об этих известных живописцах не посчитал нужным. Даже Википедия, как оказалось, знает далеко не все фамилии, которые я подсунул ей уже после посещения выставки...



Европейский портрет Неизвестный художник XVIII в. Портрет молодого человека с книгой.
Последняя четверть XVIII в. Французская школа.

Кроме подписанных хотя бы по фамилии, на выставке представлены работы типа "Неизвестный художник. Портрет неизвестного". Меня это раньше всегда огорчало. Ведь и в постоянной коллекции художественного музея таких работ немало.



Европейский портрет Якоб ван дер Грахт (1593-1652). Портрет неизвестного.
XVII в. Голландская школа.

О недостатках довольно. Сейчас мы будем превращать их в преимущества. Во-первых, полноценной и качественной коллекции европейского портрета нет даже в крупнейших наших музеях (так утверждает владелец этих работ). Возможно, это связано с тем, что многие портреты висят в старинных семьях и домах столетиями и не доступны музеям. Володин упоминал о двух картинах, которые провисели в голландском доме 400 лет, прежде чем попали в его коллекцию.



Европейский портрет Николас Мас (1634-1693) Портрет неизвестного
Голландская школа.

Во-вторых, организаторы выставки как смогли - помогли нам и хоть какую-то информацию поместили почти под каждым произведением (здесь такая информация выделена курсивом). Где о художнике, где об изображенных людях.

Но не в этом случае. Про Николаса Маса можно было много написать - его картины (в основном посвященные женщинам-рукодельницам или старушкам) есть во многих мировых музеях. А сначала художник был учеником Рембрандта, и их картины часто путали. Вот и этот портрет с выставки - чем не Рембрандт?



Европейский портрет Неизвестный художник XVII в.(?).
Копия с картины Антониса ван Дейка (1599-1641) «Портрет Корпелиса ван дер Геста»
Холст, масло. Фламандская школа (?)
Корнелис ванн дер Гест - известный торговец картинами, коллекционер и друг Рубенса. Портрет ван дер Геста Антонис ван Дейк создал в период своего пребывания в антверпенской мастерской Рубенса. Творческая манера Антониса ван Дейка в это время была очень близка к манере его великого учителя. Оригинал портрета, принадлежащий кисти ван Дейка, в настоящее время находится в собрании Лондонской национальной галереи.


А в-третьих, наверное, не стоит вообще отталкиваться от фамилий авторов. Ясно, что Рембрандт или Рубенс уже весь посчитан, распределен между музеями и вряд ли доступен частным коллекционерам. Портреты можно просто смотреть, сравнивать одежду каждого века и страны, прически и выражения лиц.



Европейский портрет Виллем Корнелис Дейстер (1599-1635) Сцена в кордегардии. Игра в триктрак. 1630-е
Дерево, масло. Голландская школа
Биографические сведения о Виллеме Корнелисе Дейстере немногочисленны. Известно, что Дейстер - это прозвище, данное художнику по названию дома в Амстердаме, куда в 1620 году переехала его семья. Виллем Корнелис Дейстер прославился изображением жанровых сцен, главными героями которых были военные. Изображенные на картине Дейстера солдаты заняты популярной в XVII столетии настольной игрой триктрак. В игре участвуют двое военных, остальные наблюдают за происходящим, дымя трубками. Сюжет картины служит метафорой бессмысленного и греховного «прожигания» жизни.


Добавлю, что пара картин этого автора с играющими военными есть даже в Эрмитаже. Как видите, на выставке есть не только портреты.

Всего приехало в наш музей 24 произведения, и это лишь небольшая часть коллекции Д.Ю.Володина. Вот еще несколько работ.



Европейский портрет

Мастер круга Фердинанда Боля (1616-1680) Портрет неизвестного. XVII в.
Дерево, масло. Голландская школа
Фердинанд Боль - один из наиболее известных последователей Рембрандта. Фердинанд Боль обучался в амстердамской мастерской Рембрандта с 1631 по 1637 год и настолько хорошо усвою творческую манеру своего учителя, что многие его работы долгое время приписывались Рембрандту.



Европейский портрет

Неизвестный художник круга Питера Пауля Рубенса (1577-1640) Портрет неизвестного. XVII в.
Холст, масло. Фламандская школа



Европейский портрет Мастер круга Винченцо Кардуччо (1567-1638) Портрет кавалера с маршальским жезлом.
1-я половина XVII Холст, Масло. Испанская школа
Винченцо Кардуччо — известный испанский портретист итальянского происхождения, оказавший влияние на развитие испанской портретной живописи


Особенно привлекает внимание толстое металлическое пенсне, придающее какой-то комический вид серьезному военному чину. Надо же, какие тогда носили любопытные очки!



Европейский портрет Самуэль Диркс ван Хогстратен (1627-1678) Портрет Каспара Калтофа (?). 1664
Холст, масло. Голландская школа

Самуэль Диркс ван Хогстратен с 1642 по 1648 годы был учеником Рембрандта. Вернувшись из Амстердама в родной город Дордрехт, Хогстратен стал работать как портретист. Его произведения пользовались успехом у современников. Хогстратен известен не только как живописец, но и как график, литератор и теоретик искусства.

Героем портрета, принадлежащего кисти Хогстратена, вероятно, является известный инженер, механик-оружейник Каспар Калтоф, который совместно с английским изобретателем Вочестером разрабатывал механизмы паровых машин. С такой деталью машины - цилиндрическим насосом для нагнетания пара Каспар Калтоф изображен на картине Хогстратена.



Европейский портрет Гортзиус Гелдорп (1553-1618) Портрет неизвестного в черном дублете. 1612
Дерево, масло. Фламандская школа

Гортзиус Гелдорп принадлежал к кругу нидерландских романистов, последователей знаменитого мастера XVI столетия Франса Флориса. Он был одним из самых популярных портретистов Фландрии в начале ХVII века. О нем упоминает биограф нидерландских мастеров Карел ванн Мандер. Гелдорп работал для высших кругов общества, состоял в свите герцога Карла Арагонского и даже принимал участие в мирных переговорах с молодой Голландской республикой. Для творческой манеры Гелдорпа характерны уверенный рисунок, тщательность проработки деталей, декоративная яркость цветового строя.



Европейский портрет Мастер круга Питера Пауля Рубенса (1577-1640) Портрет монаха. XVII в.
Дерево масло. Фламандская школа(?)



Европейский портрет Дирк Диркс Сантворт (1610/11-1680) Портрет молодого человека в камзоле с кружевным воротником. 1630-е (?)
Дерево, масло. Голландская школа
Известный голландский портретист Дирк Диркс Сантворт, работавший в Амстердаме в 1630-е - 1640-е гг., испытал влияние Рембрандта. Большинство произведений созданы Сантвортом в период с 1635 по 1645 годы, позднее он отошел от практической деятечьности.
Художник работал по заказам представителей высших кругов общества, уделяя особое внимание деталям, подчеркивающим социальный статус персонажей, таким, как нарядный костюм и украшения.


А может, это ранний портрет Михаила Боярского в роли Д’Артаньяна?



Европейский портрет Неизвестный художник круга Филиппа де Шампеня (1602-1674) Портрет священника. XVII в. (?)
Дерево, масло. Французская школа

Хороший портрет смотрится еще лучше, когда он в массивной старинной раме...



Европейский портрет Мастер круга Джона де Критса. Портрет короля Иакова I короля Англии и VI короля Шотландии. XVI в.
Холст, дерево, масло. Английская школа

Иаков - английский и шотландский монарх из династии Стюартов, правивший сразу двумя независимыми королевствами. Он вступил на престол после смерти Елизаветы I в 1603 году, будучи на тот момент шотландским королем. Местом пребывания своего двора король Иаков избрал Лондон - столицу наибольшего из своих владений. Время правления Иакова I было эпохой расцвета ренессансной культуры. Иаков I дал театральной труппе Шекспира статус королевской, а пост лорда-канцлера (первого министра) при его дворе занимал выдающийся мыслитель эпохи - Фрэнсис Бэкон. Кораль интересовался науками и поощрял развитие медицины и естествознания.

На портрете монарх изображен в великолепном парадном костюме, с украшениями, среди которых знаменитый рубин «Великий Гарри», полученный Иаковам в наследство от Матери - шотландской королевы Марии Стюарт.


Английская живопись редко встречается в частных коллекциях России, да и в музеях она немногочисленна...



Европейский портрет Якоб Франс ван дер Мерк (ок. 1610-1664) Портрет неизвестного. XVII в.
Дерево, масло. Голландская школа

Европейский портрет Хендрик Беркман (1629-1679) Портрет двух мужчин. XVII в.
Дерево, масло. Голландская школа

Хендрик Беркман — ученик прославленного голландского художника Филипса Воувермана, мастер жанровой и портретной живописи. От своего учителя Хендрик Беркман перенял уверенное владение рисунком и умение тщательно и точно фиксировать детали.



Европейский портрет Несколько слов об официальном открытии выставки. Директор художественного музея заверил, что все работы высокого художественного уровня. Они представляют абсолютно все главные европейские школы.

Особенно он отметил английский портрет, который является очень редким для российских музеев вообще и тем более для региональных музеев и коллекций.



Европейский портрет Владелец выставленной коллекции, известный в Нижнем Новгороде бизнесмен Д.Ю. Володин сказал, что принципиальное отличие этой выставки в России в том, что никогда российские музеи не выставляли как идею европейский портрет. Выставляли русский портрет, портреты в экспозициях великих мастеров. Поэтому сделать такую выставку в Нижегородском музее было принципиально важным.

А еще неофициально рассказал об одной из своих любимых (видимо) картин - "Юноша с трубкой" Альберта Янса ван дер Шоора (1603-1672). Она находится на фото на заднем плане. Как и многие работы голландской школы, она содержит множество скрытых смыслов, символов, которые ускользают от современного зрителя.



Европейский портрет Юноша смотрит на мир через винный бокал, в который пока налита вода.



Европейский портрет Он пытается понять все сладости или пороки этого мира.



Европейский портрет Глобус и письменный прибор еще не использовался, книги не открыты. Все это - атрибуты быстро проходящей молодости.



Европейский портрет И если пороки возьмут верх, то человек не оставит миру ничего ценного, как никому не нужны эти сломанные трубки, угли и кучка мятой бумаги. Примерно так охарактеризовал полотно его владелец.

Что-то в этой картине заставило меня покопаться в Интернет. И я нашел информацию о продаже ее на аукционе Сотбис в 1985 году за 81,250 тыс. долларов и краткое описание картины, правда, на английском. В моем очень плохом переводе картина описывалась примерно так:

Эта очаровательная сцена может намекать на опасность приобщения детей к распутному образу жизни в раннем возрасте: мальчик, похоже, наткнулся на столик, набор с множеством объектов, начиная от интеллектуальных - книги, чернильница и гусиное перо, красивый глобус – и заканчивая вещами забулдыги – крошки, оставленные после еды, бокала вина и трубки с табаком. Возможно, что изображение намекает на голландскую поговорку «As the Old Sing, So Pipe the Young » (в переводе: "Как старые поют, так щебечут молодые").

Поговорка предупреждает родителей, чтобы они давали в своей жизни хороший пример детям. Всё, что они делают, их дети будут копировать. Этот молодой человек сделал выбор пить и курить, вместо того, чтобы читать и писать. Можно предположить, что его для его родителей это не лучший вариант.

Описание Володина, по-моему, лучше...



Европейский портрет Вот и все про выставку. 30-градусные рождественские морозы закончились, и теперь можно уже выйти на улицу и набраться новых впечатлений. После выставки даже Кремль и Чкалов выглядят необычно, по-зимнему. Правда?






П.Калюлин.
12.01.2017 г.



Куда еще сходить в Нижнем Новгороде


Вторая серия этой выставки - "Старые мастера. Женский западноевропейский портрет"

Выставки в Нижнем Новгороде

Нижегородский Цирк

Музеи Нижнего Новгорода



Поиск по сайту







Наверх